Сегодня, наверное, нет ни одного руководителя, который бы не задумывался о том, как минимизировать налоги. Что следует вкладывать в это понятие, и почему главный бухгалтер не всегда в силах справиться с модернизацией налоговых платежей предприятия?
На самом деле, тема стара как мир. Если немного окунуться в историю российского государства, то там можно найти интересные свидетельства налоговой оптимизации. Так, в 17 веке в России существовал соляной налог. Он взимался с каждого двора в фиксированной сумме. Чтобы платить меньше, родственники объединяли свои дворы.
— В наше время многие налогоплательщики считают, что минимизация налогообложения — это синоним незаконного ухода от налогов. На самом деле добиться этого можно исключительно законными способами: на основе использования налоговых льгот, правильности выбора налоговых режимов и объектов налогообложения, грамотности формирования учетной политики, а также используя пробелы в законодательстве, — говорит Наталья Резанова, директор фирмы «Бизнес-учет». — Оптимизация налоговых платежей — это минимизация налогов, отсрочка налоговых платежей, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет «живых» денег, а также недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, устранение возможных ситуаций «доначисления налогов» при проверках.
Кто должен заниматься планированием?
В конечном итоге целью оптимизации должно быть не снижение налогов, а увеличение доходов субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей. Ведь минимизация одних налогов может привести к увеличению других, а впоследствии — к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Иначе говоря, штрафные санкции могут превысить планируемый эффект от минимизации налогов.
Ситуация, когда организация платит налоги «в лоб», свидетельствует о том, что над налоговым планированием на предприятии никто не работал
В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям, в том числе и банкротству предприятия. Ситуация, когда организация платит налоги «в лоб», т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, свидетельствует о том, что над налоговым планированием на предприятии никто не работал.
Кто же должен заниматься в компании налоговым планированием? Многие сразу ответят — главный бухгалтер. Но не всегда это лучший выход. Во-первых, он и без того имеет много текущей работы, во-вторых, особенностью работы бухгалтера является то, что он работает с уже свершённым фактом хозяйственной деятельности фирмы, а цель налогового планирования — опередить события, рассчитать будущие плановые показатели. Иногда главному бухгалтеру сложно перестроиться для выполнения такой работы.
— Налоговое планирование позволяет предвидеть размеры платежей к уплате и, самое главное, влиять на их величину. В случае возникновения новых условий хозяйствования, планирование даёт возможность анализировать налоговые факторы и управлять ими в своих целях. Например, многие бухгалтера считают, что лучше всегда иметь переплату по налогам, в целях избежания непредвиденных обстоятельств. Однако не секрет, что такой подход уводит из компании необходимые оборотные средства, — отмечает Резанова.
К чему готовиться
Налоговое планирование состоит из на трёх главных этапов:
- Определить, какую сумму налогов и в какие сроки необходимо уплатить.
- Проверить, есть ли возможность минимизировать налоговые платежи.
- Выявить и минимизировать налоговые риски.
Первый этап заключается в том, чтобы спрогнозировать будущие платежи на основании тех сроков уплаты, которые прописаны в Налоговом Кодексе РФ. Формируется график платежей, а суммы налогооблагаемой базы особенно легко просчитать, если фирма ведёт хотя бы элементарное бюджетное планирование своих доходов, движения имущества, расходов, в том числе фонда оплаты труда.
Второй этап представляет собой как раз процесс оптимизации налоговых платежей, путём использования всех возможных законных способов.
Третий этап очень важен на сегодняшний момент. Необходимо помнить, что мнение налогоплательщика, пусть даже правильное, не всегда находит поддержку в налоговых органах, и ему, возможно, придётся отстаивать свою точку зрения в суде. Те виды оптимизации, которые наверняка вызовут споры с налоговыми органами, зачастую бывают неоправданными. Расходы на судебные разбирательства могут превысить экономию на налоге. Это и есть налоговый риск. И его надо оценивать, прежде чем приступать к налоговой оптимизации. Например, одно дело, когда в штате фирмы состоит грамотный юрист, способный отстаивать интересы своего работодателя в суде, а другое дело — если придётся нанимать специалиста со стороны, тратя на него большие деньги.
Принимая решение о постановке налогового планирования в организации, следует обратить внимание и на то, что серьёзная оптимизация налогов всегда сопряжена с дополнительными организационными трудностями и затратами. Такими как:
- Расходы на оплату труда специалиста или даже целого отдела;
- Регистрационные расходы. Налоговая оптимизация может потребовать регистрации новых фирм, подразделений или субъектов Индивидуального Предпринимательства;
- Расходы на учётные процедуры. Потребуется внедрить новые виды и формы учёта, в том числе по планированию доходов, расходов, движения имущества и др. Наверное, в настоящее время нет фирмы, где бухгалтерский учёт не был бы автоматизирован, поэтому потребуется доработка программного обеспечения для целей планирования или создание новых учётных систем.
Однако подобных трудностей можно избежать, если передать налоговое планирование аутсорсинговой фирме. В этом случае все заботы по оптимизации налогообложения, включая общение с фискальными органами, лягут на плечи внешней бухгалтерии. Специалисты компании-аутсорсера подберут подходящую схему минимизации налогов именно для вашей фирмы, проанализировав ее деятельность, форму организации, доходы и расходы.
Тюменская Губерния #17'2010